Анна Лиза
08.01.2025 13:37

Одна из вредных привычек, от которой хочу окончательно избавиться в новом году

- давать (непрошенные) советы. В принципе, я в себе уже научилась фиксировать тщеславное желание поучаствовать в жизни ближнего и не очень - "я такой опытный, щас я вам все на пальцах объясню".

Но и желание советовать тоже кой-чему научилось, и иногда обводит меня вокруг пальца, маскируясь под стремление подбодрить и поддержать того самого ближнего. Что по сути все то же тщеславие - "какой я великодушный, добренький и воспитанный". 

Помимо того, что это некрасиво с этической точки зрения, это еще и энергоемко. Эрик Берн 60 лет назад описал веселую психологическую игру «А почему бы вам не... Да, но...». Суть ее очень простая - Некто жалуется на некоторую Проблему, и окружающие (с позиции Родителя) начинают наперебой советовать. 

Некто (с позиции Ребенка) ловко уклоняется - "да, но". В итоге окружающие опустошены, а Некто ощущает, что всех победил (хотя проблема у него остается нерешенной, но зато он в некотором психологическом выигрыше, т.к. все кругом дураки и не понимают масштаба его Проблемы).

Таки я не хочу быть ни Нектом с нерешенной проблемой, ни советчиком, тратящим время понапрасну. Попросил совета - прими с благодарностью и хотя бы осмысли, чем это может быть полезно. Не просили у тебя совета - не встревай, не тешь тщеславие. 

BTW - все персонажи вымышленные, все совпадения случайны) я ценю людей, которые ненавязчиво делятся полезным опытом, и уже успела почерпнуть здесь немало такого ценного опыта, о чем (наверно) напишу позднее.

Что до полезных привычек, которые я бы хотела обрести в новом году - привыкнуть качать ж@пу.

 10 
 73
Вера М. (LCHF) 08.01.2025 13:50
+ 1
Учусь-учусь не лезть с советами, а все никак
Анна Лиза 08.01.2025 13:53
Вера М. (LCHF), я верю, что дорогу осилит идущий)
Ирина 08.01.2025 14:21
очень четко описана ситуация большинства) иногда наблюдаю со стороны за такими видами бесед и убеждаюсь, что в большинстве случаев, просят совет только для того, чтобы убедиться в своей правоте) 

если кто-то просит у меня совет, то делаю это в виде рассказа своего опыта в том направлении о котором спрашивают. если опыта нет, то так и сообщаю, что ничем не могу помочь)))
Анна Лиза 08.01.2025 14:24
Ирина, я тоже пытаюсь придти к этой умеренной стратегии "советничества", но иногда искушение слишком сильно)
Светлана 08.01.2025 14:27
Поддерживаю. Никаких советов, замечаний, воспитания взрослых людей. Больше не МЗР касается, во всем. Потом с негативом остаешься. Но бывают ситуации, когда надо вмешаться, не пройти мимо.
Serge 08.01.2025 14:34
Ну можно дать совет, высказвиь свое мнение и все не втягиввться в игру. Ну и ситуации разные бывают. Можно спросить совет и принять к сведению и не играть дальше.
Анна Лиза 08.01.2025 14:34
Светлана, конечно, бывают разные обстоятельства. И советовать иногда нужно, и  сами эти игры порой безобидны и даже приносят некоторую пользу - например, структурируют время) хочется научиться получше чувствовать момент, когда надо, а когда - не надо.
Анна Лиза 08.01.2025 14:34
Serge, да, все верно, речь именно об этом.
ГАЛИНА Ш 08.01.2025 15:13
Анна Лиза 08.01.2025 15:22
ГАЛИНА Ш, именно. Хочется обмениваться полезной информацией, не срываясь в пустую полемику.
Аркадий 08.01.2025 19:42
Анна Лиза, посмотрите на это с другой точки зрения, а вдруг ваш совет прочитает человек 100 и это кому-то пригодится... В любом случае вы делитесь информацией,  которую считаете полезной. Почему бы и нет?
Анна Лиза 08.01.2025 20:01
Аркадий, я не против советов как таковых. Я хотела бы научиться на ранней стадии отсекать ситуацию игры, описанную Берном (бесконечный цикл "совет - отвержение совета" ), будучи как со стороны советчика, так и спрашивающего совет. Это занимает много времени и портит настроение обеим сторонам игры.

Я в конце поста об этом написала, но, видимо, не очень выразительно.
Аркадий 09.01.2025 00:11
Анна Лиза,понятно. Я считаю, что все очень просто: если есть информация и человек готов ею делится с окружающими - пусть делится. Если кому-то не нравится идея - пусть ее аргументированно опровергает. Если аргументы плохие, то они игнорируются и на этом разговор заканчивается, если хорошие - собственная точка зрения меняется. Это железно работает... В нашей теме в рамках МЗР есть куча железобетонных аргументов, начиная с учебников по биологии и заканчивая последними научными исследованиями. Там все крайне непросто и если кто-то что-то знает больше других и в состоянии до других донести полезную информацию, то это всегда здорово...
Анна Лиза 09.01.2025 04:14
Аркадий,обмен полезной информацией горячо приветствую. Проблема возникает тогда, когда люди приходят не за информацией, а за подтверждением того, что их вопрос (например - лишний вес) - неразрешимая ("это не я не хочу ничего менять, а ваши советы отстой" ).

Опять же, некоторым людям этот процесс (переубеждения человека, который в глубине души и не желает, чтобы ему помогли) может приносить удовлетворение кому-то. Мне - нет)
Это пройдёт 09.01.2025 11:26
Некоторые люди думают "об других", используют их как тренажёр. Либо какие-то неожиданные аргументы, либо проговорить для себя разные доводы ещё раз. Ну, и ещё, люди меняются медленно. Что-то сказанное может сидеть занозой много лет и спровоцировать изменения гораздо позже. Ко мне несколько раз подходили люди с фразой "До меня только сейчас дошло, что ты имела в виду десять лет назад". Может, конечно, я изначально плохо объясняла, но я думаю, что дело в том, что человек просто изменился. Или сказалась совокупность воздействий, не только моя, а общая сумма.
Анна Лиза 09.01.2025 11:42
Это пройдёт, хорошо, если так) даже скорей всего, так - я по себе знаю, что воздействия часто имеют отложенные последствия.

Но в моменте, когда в попытке причинить человеку добро, видишь, что пошел на 10-ю итерацию аргументирования, а оппонент только укрепился в нежелании даже присмотреться к совету - ощущаешь себя по-идиотски. Человек может и воспользуется советом позже, но психологической отдачи с этого не получить же) говорят, педагоги поэтому выгорают. Сил много вкладывают, а плоды если есть, то очень нескоро, и педагог их может уже не увидеть.
Это пройдёт 09.01.2025 11:55
Анна Лиза написал:
педагоги поэтому выгорают. Сил много вкладывают, а плоды если есть, то очень нескоро, и педагог их может уже не увидеть.


Да. Поэтому надо уметь играть в долгую. "Делай добро и бросай его в воду".
Анна Лиза 09.01.2025 12:04
Это пройдёт,здесь мне точно есть куда расти) но мысль здравая, конечно
Аркадий 09.01.2025 12:11
Анна Лиза, я как раз педагог и сталкиваюсь с этим постоянно . Все очень просто, опять таки. Если человек не хочет что-то услышать, то либо ты не прав, что бывает достаточно часто, либо до оппонента не доходят твои аргументы. Но тут надо сразу понять очень простую вещь: если два человека имеют примерно одинаковый уровень развития, одинаковый опыт, знания, умения и одинаковый словарь терминов для общения, то понять друг друга довольно просто. В иных случаях вы просто прекращаете спор, так как он абсолютно не имеет никакого смысла. Вы просто констатируете, что словарь и уровень развития собеседников несовместимы. Никаких обид, представьте, что спор возникает между художником и спортсменом или таксистом и академиком (тут так и есть). Все они скорее всего очень хорошие люди, но между ними слишком мало общего, чтобы общаться на достаточно сложные темы. В случае с учениками педагогу приходится заполнять пробелы в образовании оппонента, а тут это не имеет смысла. Поэтому совет, особенно подкрепленный каким-то научным фундаментом крайне полезен, просто подойдет он не всем. Но ваш пост может прочитать куча народа, которые не принимали участие в споре и получить от этого пользу, если вам это важно, то это должно согреть вашу душу  
Ilana 09.01.2025 12:13
Анна Лиза, чтоб не втягиваться в разные ситуации (не только психологические игры) , нужно развивать саморефлексию и осознавать свои цели, задавать важные вопросы  себе в первую очередь.
Анна Лиза 09.01.2025 12:15
Ilana,здесь как раз попытка понять свои цели как советчика (не тешить ли тщеславие я собираюсь, советуя) и как просящего совет (не хочу ли я самой себе доказать, что моя проблема не решается оттого, что нет хороших способов, а не оттого, что я ничего не делаю).
Ilana 09.01.2025 12:17
Аркадий, очень хороший комментарий
Ilana 09.01.2025 12:22
Анна Лиза,  никогда не нужно думать за просящего,  потому что все равно не узнать что у него было в голове когда он спрашивал. Всегда думать за себя и задавать себе правильные вопросы?  т.е. соизмерять свои ресурсы  ( интеллектуальные, эмоциональные, эмпатийные, сердечные , чувственные, материальные, физиологические и т.п.)
Анна Лиза 09.01.2025 12:37
Аркадий, я не педагог, и не хочу быть в позиции педагога - мне интересно обмениваться опытом примерно на равных.  У меня, в отличие от педагогов, есть выбор - учить или не учить.

Так вот я хотела бы от себя научиться не учить там, где от этого нет проку в ближайшей перспективе. Стратегия разумного эгоизма, ничего личного. 

Конечно, мой совет может запросто быть мимо. Но мы иногда наблюдаем как миллион человек дает советы - а не подходит ни один)  это наводит на мысли о том, что вопрошающему не нужны решения его проблем (он сам знает их, скорей всего, но не хочет ничего решать).

Если человек играет в "попробуй-ка меня убеди"- его не убедит никакого уровня компетенции собеседник и никакой "научный фундамент".  

И мне кажется, что мы с вами ходим по кругу. Предлагаю остаться "при своих"
Эльмира 09.01.2025 12:39
Хорошая привычка, зачем избавляться?
Хотите жить в обществе, где все про все молчат или ведут пустые светские разговоры? Или вы серьезно думаете, что кто-то придет к вам просить совета? Даже дети так не делают, а взрослые тем более. 

Лучше научится спокойно относится к советам и спокойно советовать. Воспринимать это все просто как обмен информацией. Потому что это так и есть. И без приправ тщеславия, соперничества, гордыни, лукавства, эгоцентризма и прочего наше общение и жизнь были бы очень-очень пресными.
Анна Лиза 09.01.2025 12:39
Ilana,золотые слова) мне здесь определенно есть над чем работать.
Анна Лиза 09.01.2025 12:48
Эльмира, я про непрошенные советы, а не про все вообще. Лично мне очень везет на советчиков - несколько раз мою жизнь круто менял вовремя данный совет. Но, надо сказать, я стараюсь как минимум с уважением относиться к человеку, который потратил время на вникание в мою ситуацию, и если не следовать совету немедленно, то хотя бы присмотреться и поблагодарить советующего.

У меня совета изредка просят. Даже дети. Я совершенно незаслуженно слыву среди близких неглупым человеком. Советую, когда имею достаточно знаний по проблеме.

А вот греть тщеславие об иллюзию того, что я умнее, образованней, опытнее другого человека, давая советы там, где его не просили (или где просили, но без цели получить ответ) - я хочу уйти от этого. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на бесполезные вещи
Эльмира 09.01.2025 13:00
Анна Лиза,думать, что вы верно всех всегда понимаете (что совет не просили или он не нужен) - и есть тщеславие. 
Анна Лиза 09.01.2025 13:03
Эльмира, это интересная мысль. Я обязательно подумаю об этом на досуге)
Светлана? 09.01.2025 13:05
... Почему бы вам не накачать ж*пу? Да, но...
Анна Лиза 09.01.2025 13:07
Светлана?, первый человек, дочитавший пост до конца! 
Melany Rouz 09.01.2025 13:09
Аркадий, я думаю автор, имела ввиду другие советы... не просто лайфхак описанный в вашем сообственном блоге как правильно чистить свеклу

 а советы из разряда - А у вас дети есть? Нет? А почему? надо, надо.. давайте, давайте, а то часики тикают)))
Melany Rouz 09.01.2025 13:11
Анна Лиза, Вы просто молодец, что понимаете неприемлемость и неэтичность даваниЯ непрошенных советов, особенно если они касаютсЯ чужой личной жизни например.. но вы и еще хотите избавиться от этой привычки.. а тобольшинство людей, не только не понимают, что лезут не в свое дело так им еще и никак не докажешь, что НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ НЕ ЛЕЗТЬ
Эльмира 09.01.2025 13:12
Анна Лиза,)) ещё непрошенный совет от меня.

Вы написали: "Но в моменте, когда в попытке причинить человеку добро, видишь, что пошел на 10-ю итерацию аргументирования, а оппонент только укрепился в не желании.."

Попробуйте не 10 кругов за раз, а по 2 круга 3-4 раза.
На 4-5 раз когда затронете тему, человек расскажет вам ваши же аргументы. И будет отрицать, что раньше думал иначе. Это работает, попробуйте! И это очень весело!))
Melany Rouz 09.01.2025 13:14
Аркадий, я думала что автор о НЕПРОШЕННЫХ советах.. при чем здесь, что ктото неправ или вы недостаточно донесли? то есть если вы мне как коллега на работе посоветуете мужу варить пельмени на ужин, то я должна прислушаться или вы недостаточно донесли?))) Нет. Здесь третий вариант - а с какого перепуга вы лезете в чужую жизнь и даете непрошенные советы
Melany Rouz 09.01.2025 13:16
Эльмира, хорошая привычка - давать непрошенные советы?))) вы серьезно?))  за такое и послать не грех, особенно если совет будет касаться чужой личной жизни

Вам понравится, если  подойду и дам вам совет завести пятого ребенка
Анна Лиза 09.01.2025 13:16
Melany Rouz, советы про детей и остальное в этом духе - это вообще за гранью. Даже если у меня спросят что-то на эту тему, я деликатно отмажусь от ответа. Такие вопросы человек решает наедине с собой и никто не вправе советовать. 

Совет про свеклу, описанный в личном блоге - это пример "хорошей"  подачи совета. Обезличенная передача информации. Кому надо, прочтут. Кому не надо, пройдут мимо, не вдаваясь дальше заголовка.
Светлана? 09.01.2025 13:17
Анна Лиза, я прям представила, как я отвечаю на это предложение.. Почему бы вам не накачать ж*пу? Да, но даже не накачаная ж*па меня вполне устраивает. Да, но зачем мне накачаная ж*па, гвозди забивать? Да, но я не люблю лишних усилий. Да, но  я не вижу материальной выгоды от этого. Да, но это долго, трудно и принесет удовольствие не мне... если вообще принесет.
Анна Лиза 09.01.2025 13:18
Эльмира,да, это распространенная история. Но здесь хотя бы зерно упало в благодатную почву.
Melany Rouz 09.01.2025 13:18
Анна Лиза, так вот я про это и говорю.. советы, написанные в СВОЕМ блоге - это хорошо, а вот давать непрошенные советы - это неэтично, либо человек, дающий совет может вообще преследует цель вас задеть

например, посоветовать кому-то похудеть, намекая на то, что у человека лишний вес
Анна Лиза 09.01.2025 13:19
Melany Rouz,там есть некая тонкая грань...когда надо лезть и когда не надо. У меня большие проблемы с ее распознаванием. Когда не лезешь, а оказывается, что надо было - бывает не меньшая драма, к сожалению.
Melany Rouz 09.01.2025 13:21
Светлана?, нет я думаю здесь другой ответ)) - Да, но ваш же язык без костей и не накачан и вы им как то умудряетесь чтото говорить, даже плеваться желчью))
Melany Rouz 09.01.2025 13:22
Анна Лиза, думаю про ЛЕЗТЬ, вы имеете ввиду близких людей? не представляю когда очень надо было лезть с непрошенным советом к чужим людям.. приведите пример
Анна Лиза 09.01.2025 13:23
Светлана?, да, вы все верно поняли)  иногда мы сами знаем все ответы. 
 Нужно просто начинать действовать. Все иное - лукавство.
Аркадий 09.01.2025 13:31
Melany Rouz, в целом, лично мне абсолютно до лампочки чужая жизнь, чужие мнения и то, что обо мне кто-то подумает.  Опять же вы удивитесь, насколько всем наплевать друг на друга, о вас забудут через 10 секунд после прочтения поста. Непрошенный совет "не прыгай с обрыва, а то убьешься" очень полезен в большинстве случаев, но если оппоненту все равно хочется прыгать, то пусть прыгает... Советчик сделал все, что мог. Я не вижу смысла как-то переживать по этому поводу.
Светлана 09.01.2025 13:36
Аркадий, а особенно , когда ты прыгнешь, чтоб доказать, что это не так. Советчик подтолкнул в некотором роде. Как не переживать потом?
Светлана 09.01.2025 13:44
Я ещё пробую смотреть с позиции маятников , эгрегоров по Зеланду на советы, аргументацию, споры, вовлеченность, эмоции, полученные в этот момент. Ещё раз убеждаюсь, что это не то, на что мне бы хотелось тратить свою энергию и силы. Но привычка сильна.
Аркадий 09.01.2025 13:44
Как не переживать потом?


Светлана, это называется естественный отбор...
Светлана 09.01.2025 13:45
Аркадий, точно! Но зная склонность некоторых людей действовать вопреки, можно на этом сыграть. А это уже умысел.
Светлана? 09.01.2025 13:46
Melany Rouz, плеваться желчью полезно для здоровья. Застоя не будет, камней в желчном
Светлана? 09.01.2025 13:48
Melany Rouz, судя по вашему комментарию, вы из тех, кто качает ж*пу... иначе, вас это вообще бы не задело.
Анна Лиза 09.01.2025 13:54
Светлана, да, возникает мысль - да что я тут делаю и зачем? Наверное, это один из главных критериев нужности / не нужности своего совета...
Светлана 09.01.2025 13:57
Анна Лиза, я бы сказала первый выразивший реакцию) я про пост и последнее предложение. С позиции кинезитерапии *опа , ягодичные мышцы хорошо развитые вещь для общего здоровья полезная.
Эльмира 09.01.2025 13:59
Melany Rouz, заводить детей я не советую, перешла на более высокий уровень!)) - всем советую, и мужчинам и женщинам, замораживать свои половые клетки.
Сейчас это доступно по цене, и я считаю относится уже больше к профилактической медицине. Понятно всем, что нужно регулярно сдавать анализы, так и половые клетки нужно заморозить в определённом возрасте.
Анна Лиза 09.01.2025 14:11
Эльмира, это по-крайней мере небанально.
Анна Лиза 09.01.2025 14:13
Светлана, ну, я шучу, конечно. Хотя иногда мне кажется, что некоторые комментаторы дальше заголовка не ходят. 

Про ж*пу - да для меня даже эстетического фактора достаточно. Увы, это место стареет быстрее всего остального. Раньше говорили про стройных женщин зрелого возраста- "сзади пионерка, спереди пенсионерка", а у меня наоборот вышло.
Светлана 09.01.2025 14:18
А ещё есть люди, которые дают советы, разбирают жизненные ситуации за деньги. Надо выходить на этот уровень обмена энергиями) Понятно , что не по отношению к близким.
Светлана 09.01.2025 14:20
Анна Лиза, это все поправимо. Но забот требует постоянных.
Аркадий 09.01.2025 14:35
Светлана,наверно, но мы же не центральных каналов телевидения вещаем, где неверно сказанное слово может вызвать катастрофу. На МЗР вас не успеет прочитать много людей...
Светлана 09.01.2025 14:46
Аркадий, согласна))
Dia Athena 09.01.2025 16:03
Люблю эрика берна с детства, хорошо написал про игры в которые играть не надо чтобы сохранить свою психику..
Анна Лиза 09.01.2025 16:08
Dia Athena, да, я его в руки взяла в студенчестве, но только сейчас понимаю, насколько распространенные явления он описывал, и насколько полезны его модели.
Анна Лиза 09.01.2025 20:00
Melany Rouz,  я про близких. Чужие люди - не моя ответственность.
Светлана 09.01.2025 20:55
Красивая аватарка)
Анна Лиза 09.01.2025 21:04
Светлана,благодарю. Чатгпт старался)
Melany Rouz 10.01.2025 12:18
Светлана?, экА, вас понесло))) меня задело?)) меня как раз вообще не задело ничего)) и попочку свою я не качаю, она у меня и так круглая и красивая

более того, неужели в моем комменте увидели, что-то в свой адрес что так вас понесло огрызаться в ответ?

я думала, что тупой или слепой увидит, что я как раз вам подыграть написала тоже прикол и не в ваш адрес про желчь и прочее, а в адрес той гипотетической тетеньки, которая меня об этом бы спросила

удивительно, как многие люди делают конфликт на голом месте когда ты с ними просто невинно общаешься и поддерживаешь их же шутки))

Всего вам доброго!)
Melany Rouz 10.01.2025 12:22
Аркадий, не все и не всеХ забывают через 10 секунд))) у меня так получается что часто на работах на которых мне приходилось работать моя персона (внешность, личная жизнь) не дает покоя многие теткам за 50 +))) 

Вот на последней работе, я только потом узнала, что тетка с которой мы мило общались и на нейтральные темы, оказывается активно мусолила, придумывала и мусолила мою биографию)) хотя я ей про себя даже ничего не рассказывала))

а вы говорите через 10 секунд))

обычно бухгалтерши страдают болезнью обсуждать чужую личную жизнь.. вот где я только не работала, что ни бухгалтерия - то скопище сплетниц-бабищ
Анна Лиза 10.01.2025 13:07
Melany Rouz,смешно про бухгалтерш)) едко, но в этом есть доля правды. Когда я еще работала в офисе одной крупной компании, мой отдел был почти весь мужской. Когда мне доводилось ходить к бухам - они прям пожирали меня глазами, наверное, хотелось перемыть кости, но фактического материала не хватало)
Аркадий 10.01.2025 15:35
Melany Rouz, я не знаю, что в голове у бухгалтерш, к счастью  Я айтишник, существо для бухгалтерш мифическое, непонятное, но крайне полезное, так как айтишник может починить что-нибудь за 5 секунд, если они нажмут не туда и все пропадет... 
Наверно это профдеформация, привычно раскладывать все по полочкам и быть занудно-логичным. Видимо мне просто до фонаря эмоции собеседника, особенно если я его не наблюдаю лично...
Melany Rouz 11.01.2025 11:56
Аркадий, во-первых, вы -мужчина и ваша жизнь не так интересна теткам совдеповским как биография красиво и молодо выглядящей накрашеной девушки.. а во-вторых, айтишник для бухгалтерш реально волшебник))
Melany Rouz 11.01.2025 11:58
Анна Лиза, я вроде как раз еще едкого пока про них ничего не написала, а они ООчень стоят того.. знаете за придумывания есть у кого дети или нет и почему, вообще -то  ипо роже не грех бы дать.. представляете я у микроволновки от чужой тетки из соседнего зданий узнаю, что одна жирная бухарша сама сочиняет есть у меня дети или нет и почему и разносит свою придуманную версию на прогулке с такими же бухаршами
Melany Rouz 11.01.2025 11:59
Анна Лиза, как вы остроумно заметили,"фактичсекого материала"))) у меня тоже не было фактического материала, кроме того, что они видели глазами, однако они просто сочинили, как я писала выше)))
Анна Лиза 11.01.2025 12:00
Melany Rouz, это знак, что у людей много свободного времени на работе. Я лично свою бухгалтерию даже по именам не всех выучила за несколько лет - настолько не волновали...
Melany Rouz 11.01.2025 13:30
Анна Лиза, вот вот.. точно! я их даже по именам не знала, а они ко мне подходили возле микроволновки и интересовались, а правда что...? а то нам тетя лена бухарша про тебя рассказывала....
Интересные блоги
Лучшие рационы
Новые рецепты