Вдохновлено постом про читательские дневники)
Меня мама научила читать рано - в 3 года по слогам (для мамы это
было поздно, так как сестру мою старшую она научила читать по
слогам в 2 года). С 4 лет меня она учила скорочтению с помощью
слогов-табличек - т.е. на картонке она делала слога по типу "ма",
"фе", "му" и тд, и быстро передо мной их листала, а я должна была
их называть. В 6 лет я пошла в 1 класс, где техника чтения у
меня была 180 слов в минуту (у одноклассников было от 50 до 80
слов).
Читать я любила всегда - сначала любила сказки, потом, в 6-7 лет я
зачитывалась Донцовой с фонариком. Так я поняла, что люблю
детективы. К 8-9 я познакомилась с Агатой Кристи и Конан Дойлем -
Донцова пошла "в мусорку", я видела, что она уступает сильно.
В 11 я сильно увлеклась Гарри Поттером и Хоббитом - до сих пор не
отпускает.
Школьную программу я читала с удовольствием, но читала не всегда
весь список - но большую часть.
Так, Тихий Дон я так и не смогла осилить в то время (а у мужа это
одна из любимых книг, а вот Войну и Мир он не любит, а я с
удовольствием ее читала и перечитывала).
Как по мне, ребенку нужно прививать любовь к чтению с самого
раннего детства, пока у него нет смартфонов, ноутбуков и всякого
прочего. Это формирует у него лексику, логику и воображение.
Позанимайтесь с ним - пусть составит свой собственный рассказ по
картинке, пусть выдумывает небылицы - это отличная
тренировка.
Ну, и конечно, ни один ребенок не будет рваться к чтению, если мама
или папа говорят, что читать надо, а сами уселись за комп или
телевизор.
По началу не стоит ограничивать его выбор - если он вместо классики
хочет прочитать про Динозавров или того же Гарри Поттера - пусть
читает.
Я в детстве наткнулась на Горького "Детство" и Толстого "Детство",
а еще на "Слепого музыканта" - все эти книги я прочла еще до того
времени, как их стали задавать на лето. Я не знала, что они
"взрослые" - с точки зрения ребенка это были прекрасные забавные
книги. Только подрастая и читая их заново, чтобы освежить память к
уроку я начинала видеть историю под другим углом.
Девочкам будет интересно почитать сестер Бронте, мальчикам - того
же Хоббита или что-нибудь про шпионов, фантастику. Не менее
увлекательно будет почитать про Тома Соера обоим полам.
На счет "заставлять" читать - все таки иногда стоит заставлять, как
лично я думаю. Но делать это надо разумно, чтобы чтение книг не
было чем-то, что служит наказанием. Попробуйте почитать главу с
ребенком по ролям, разыграйте сценку из нее, прочтите главу, а
потом рассуждайте с ребенком на тему - а что может быть дальше, как
ты думаешь, что случится с героем?
После прочтения книги также можно поговорить на тему - что тебе
понравилось, что не понравилось, как бы закончил это произведение и
почему?
И пусть он в качестве минусов назовет, что книга долгая, буквы
мелкие, картинок нет и тд - как раз можно и порассуждать, почему
нет картинок, почему она закончилась не хэппи-эндом и тд.
П.С. В 6 классе мы читали "Му-му" в классе - учительница ее читала
нам вслух, а мы следили по строчкам. Стоит ли говорить, что все
девчонки рыдали навзрыд, и даже "суровые" парни молчали. Лишь со
звонком начали нас поддразнивать, но спишем это на возраст.
П.П.С. На счет слез - для меня, наверное, будет самое сложное, если
у меня будет ребенок, это дать прочитать ему книгу с плохим концом.
Ведь, я буду знать, как она отразилась на мне, как я плакала читая
"Му-му", "Волчицу", "Белого Бима Черное ухо", "Чучело" и другое.
Ведь по сути, ты даешь радостному ребенку книжку, он уйдет в свою
комнату, а через какое-то время у тебя сожмется сердце от того, что
услышишь тихий или не очень тихий, но плач.
Мой муж читает все время и ребеное очень любит книги. Я планирую что буду читать и не брошу книгу, но спокойно могу 2--3 месяца не читать, а потом что-то серьёзное или 4-5 книг одного автора.