Жанна
14.08.2020 22:48

Сколько пить воды ?

Елена Мотова, врач-диетолог и научный журналист рассказывает в своей статье: Воду мы получаем с едой и напитками, а ещё она образуется при метаболических реакциях, происходящих в клетках. Человек примерно на 60% состоит из воды, в некоторых органах и тканях ее даже больше. Это незаменимый нутриент: вода является универсальным растворителем, она приносит в клетку необходимые питательные вещества и уносит отходы. Без воды в клетке не могли бы протекать обычные химические реакции. Вода создает систему охлаждения и помогает поддерживать постоянную температуру тела. В процессе выработки АТФ часть энергии рассеивается в виде тепла. Чтобы избавиться от перегрева, существует потоотделение и испарение воды через кожу. При этом поверхность тела охлаждается, а кровь из подкожных сосудов возвращается обратно, снижая и внутреннюю температуру.

Вода с растворенными в ней минеральными солями образует два водных пространства: внутриклеточное и внеклеточное. В клетках содержится две трети всей воды. Их окружает межклеточная жидкость, через которую происходит обмен водой и другими молекулами между клетками и плазмой крови. Это возможно благодаря тому, что клеточные мембраны проницаемы для воды. К внеклеточной жидкости относится и плазма — жидкая часть крови. Немного живительной влаги находится в полостях тела — брюшной, плевральной, а также служит для амортизации или смазки в качестве спинномозговой, внутриглазной, внутрисуставной жидкостей. В организме происходит постоянный обмен воды. Мы расходуем жидкость не только на охлаждение. Вода уходит с мочой, удаляя из организма отходы жизнедеятельности. Она теряется с выдыхаемым воздухом и с фекалиями.

Водное равновесие
У здорового человека количество поступающей и выделяющейся за сутки воды находится в равновесии. Водно-электролитный баланс — один из компонентов, которые обеспечивают постоянство внутренней среды. Это равновесие жестко контролируется; его сохранение обеспечивают сразу несколько механизмов обратной связи. Когда человек теряет воду, растворенные в ней вещества становятся слишком концентрированными. Это улавливают специальные рецепторы, которые расположены в сосудах и в межклеточном пространстве, и передают информацию в центр жажды гипоталамуса. Далее гипоталамус синтезирует, а гипофиз выделяет гормон вазопрессин, который увеличивает обратное всасывание воды в почках и других органах, тем самым возвращая жидкость в клетки. Благодаря этому механизму здоровые почки могут варьировать количество выделяющейся мочи от 0,5 до 20 литров в сутки.

Необходимо компенсировать потерянную воду: для этого существует жажда. Это физическое ощущение, которое возникает при недостатке жидкости в организме и вызывает её поиск и потребление. Жажда, так же как и голод, является одной из главных биологических мотиваций. Желание пить формируется благодаря центру жажды в гипоталамусе. Стимулирует жажду и сухость слизистых полости рта, поэтому питье вызывает мгновенное облегчение, задолго до всасывания воды в желудке и поступления в клетку. Если бы не этот механизм, мы пили бы очень много воды. Но живому организму избыток воды нужен не больше, чем дефицит. Многократные исследования на животных показали, что они пьют такое количество жидкости, которое обеспечивает точное поддержание водно-электролитного равновесия.

Нарушение баланса воды и электролитов приводит к уменьшению или увеличению количества жидкости в клетке. Обезвоживание — это не просто недостаток воды. Оно связано с патологическими потерями жидкости при рвоте, поносе, высокой температуре. При этом человек чувствует жажду, его слизистые сухие, кожа бледная и менее эластичная, появляется слабость, снижается артериальное давление и уменьшается выделение мочи. Лечение заключается в восполнении потерянной воды и солей. Для этого оценивают степень обезвоживания и по специальным формулам рассчитывают количество жидкости на килограмм веса. Особенно это важно, если больной не может пить и жидкость приходится вводить внутривенно.

Противоположная, хотя и гораздо более редкая ситуация — водная интоксикация. Если выпить несколько литров простой воды за пару часов, то она перемещается в клетки, которые сильно разбухают. Это осмос — жидкость уходит туда, где выше концентрация электролитов. При водной интоксикации нарушается не только водно-электролитный баланс, но и функции клеток; самое опасное в этой ситуации — набухание и отек мозга. Поэтому для лечения используют мочегонные. Избыточная жажда и слишком высокое потребление воды могут указывать на проблемы со здоровьем.

Сколько нужно пить?
Озабоченность питьем — главный диетологический вопрос нашей с вами современности. Меня постоянно об этом спрашивают. Существуют цифры среднего потребления воды, но, как и средняя температура по больнице, они мало что скажут о конкретном человеке. Количество необходимой человеку воды зависит от возраста, пола, уровня физической активности и массы других переменных. Оно может значительно различаться у нескольких людей и даже у одного человека не остается постоянным. Жидкость, которую мы получаем, включает воду и безалкогольные напитки. Сюда входит и та жидкость, которая содержится в еде. Во многих овощах и фруктах до 95% воды, в курице и сыре её около 50%. Не будем забывать и о воде, которая образуется при окислении питательных веществ.

Глянцевые журналы, телевидение, Интернет транслируют мнение о том, что каждый человек должен выпивать не менее восьми стаканов воды ежедневно, чтобы поддерживать кожу здоровой и увлажненной. Якобы это уменьшает образование морщин и омолаживает. Дерматолог Еврейского университета в Иерусалиме Ронни Вольф с коллегами сделали обзор исследований на эту тему, но не обнаружили научных доказательств этой рекомендации. На основании того, что вода является важнейшей составляющей жизни и входит в состав наших клеток, делается произвольный вывод о том, что чем её больше, тем лучше. Существуют рекомендации по поддерживающей инфузионной терапии, при которой количество жидкости рассчитывается по формуле 25–30 мг/кг в день. Но так делают, когда человек не может самостоятельно есть и пить, например потому, что готовится к операции. У взрослого здорового человека количество воды регулируется гипоталамусом с помощью гормонов и механизма жажды. При физической нагрузке, в жарком климате, при длительных перелетах вам может потребоваться больше воды. Существуют состояния, при которых рекомендуется дополнительная жидкость: запоры, мочекаменная болезнь, но бывают и ситуации, когда жидкость ограничивают.

Хотя питьевая вода имеет большое значение для каждой клетки, щедрое её потребление не делает кожу влажной и эластичной и не уменьшает морщины. В единственном исследовании, где добровольцы пили по 2,25 литра воды 4 недели, это не изменило структуру поверхности кожи. Что касается использования воды для подавления чувства голода, то это нарушает способность человека улавливать сигналы тела.

Некоторые люди плохо понимают сигналы жажды. Особенно это относится к пожилым людям. У них жажда может притупляться, поэтому они должны регулярно пить в течение дня. Что касается взрослых здоровых людей, то им достаточно прислушиваться к своей жажде и пить тогда, когда им хочется. Заниматься насилием над собой не стоит: пытки водой отменяются. Потребление воды сверх жажды (но не до уровня водной интоксикации) безопасно, однако нет научных данных, что дополнительная вода несет хоть какую-то пользу для здоровья или позволяет выглядеть моложе. Если у вас есть хронические заболевания, посоветуйтесь с врачом, прежде чем начинать много пить.

 9 
 68
Oleg 14.08.2020 23:37
У меня, кстати, реально малый расход воды. Народ в пустыне пьет по 3--5 литров за день похода. У меня при этом уходмт 1.5-2 литра. При этом я не думаю, что это плохая работа регуляции, потому что был случай, когда у нескольких людей позаканчивалась вода, которую они пили литра по 3-4, а я при этом свои полтора. Так я реально человека на руках еще выносил с обмороком к воде километра 2. При этом чувствовал себя нормально абсолютно. Так что все очень сильно индивидуально
Галин@ 14.08.2020 23:54
Oleg, Я бы, наверное, скопытилась в пустыне. Мне много воды требуется.
Oleg 15.08.2020 00:19
Галин@, у меня такое наблюдение по трекам в пустыне, что барышни вообще - водохлебы. Наверно, наука это как-то может объяснить
Resnitsa 15.08.2020 05:08
Это про меня, я пью около 3-4 литров в день и хожу булькаю как водяной. Меньше пить не могу и не хочу, обожаю фильтрованную воду, просто амброзия. Сахар в норме. Но , в связи с этим, приходиться жить почти в туалете, и подбирать маршрут по городу, чтобы были клозеты.
April 15.08.2020 05:58
Resnitsa, я такая же. Наслушавшись что надо следить за потреблением воды, Как-то установила приложение и взялась считать не мало или я ее пью. На четвертом литре поняла что наверное достаточно))
Михаил 15.08.2020 08:03
Я работая на жаре могу выпить +/-2л воды и ещё чай +/-1.2л. а так вообще мало пью. Редко когда есть чувство жажды.
Жанна 15.08.2020 08:21
Oleg, я много пью воды, но и бегаю в абсерваторию потом так же часто. А вот муж бывает за день и вовсе не выпьет чистой воды. Знакомый, блогер по питанию, он же тренер, запустил челлендж на выпить как можно больше воды, вот они воду в себя силком толкают.
Жанна 15.08.2020 08:22
Resnitsa, вот и у меня так же
Жанна 15.08.2020 08:23
Михаил, я в себя воду толкаю только перед тренировкой, что бы был запас . 300-500 мл выпиваю.
Михаил 15.08.2020 08:35
Жанна, я даже не пытался талкать. У меня даже после жёсткой пьянки нет сушняка. Так могу утром стакан воды выпить.
Жанна 15.08.2020 08:36
Михаил, ничего себе
Михаил 15.08.2020 09:01
Жанна, вот такой я ))
Жанна 15.08.2020 09:07
Михаил, видимо действительно есть связь в потреблении воды и женской и мужской физиологии . Девочки зассыхи))
Евгения Ена 15.08.2020 09:11
Прислушиваться к организму - как сам процесс неоднозначное занятие )) многие наблюдения за своим организмом приводили к противоречащим выводам. Но надо признать , что наблюдение очень разумный способ что б не вдарятся в водную гонку и пить по будильнику. Однако, что бы прийти к пониманию сигналов, которые подаёт организм, и вообще прийти к умению эти сигналы слышать, придётся немало времени практиковать и учить свой ум этому. Иногда ведь ощущение жажды маскируется под ощущение голода, или наш ум не всегда способен правильно распознать да и вообще осознать такие тонкости поведения пищеворения. Больше практики в наблюдении за ощущениями в организме и возможно потом это не будет так сложно.
Жанна 15.08.2020 09:15
Евгения Ена, бедные люди)) даже воду пить приходится учиться.
Светлана 15.08.2020 09:38
Я водохлеб. У меня постоянно сушняк.
Дима 15.08.2020 09:46
April, достаточно посмотреть на цвет мочи-должен быть светло желтоватого цвета.
Если концентрировано желтый то пъете слишком мало, если бесцветно белый то можно несколько сократить потребление воды
Евгения Ена 15.08.2020 09:48
Жанна, у всех людей ведь очень отличается восприятие, вообще любой информации. Поэтому да, предлагаю что некоторым приходится приложить усилия, и именно научится слушать и правильно понимать любые сигналы организма. И не вижу в этом повод для насмешек))
Евгения Ена 15.08.2020 09:50
Дима, а другие факторы ведь тоже влияют на цвет?
Жанна 15.08.2020 09:51
Евгения Ена, насмешки? Какие?
Жанна 15.08.2020 09:52
Дима, что-то мне кажется, что если моча концентрированная, то это уже тревожный звонок. Наверное желательно не допускать до этого
ВХ 15.08.2020 09:55
Хорошая статья, надо будет почаще поднимать  Есть ещё такая вещь как "отравление водой", когда пьёшь слишком много.
Евгения Ена 15.08.2020 10:00
Жанна, вот и я к этому же )))) разное восприятие, я могла неверно трактовать комментарии) забудем об этой мелочи
Жанна 15.08.2020 10:02
Евгения Ена, да, конечно! Не всегда понятно, как человек преподносит информацию
Жанна 15.08.2020 10:02
ВХ, да. Тут упоминается об этом не много. Жаль, что про температуру воды не написано, что она нагревается до нужной попадая в желудок
Elena chibambam 15.08.2020 10:14
Я мало пью. Это факт)
Дима 15.08.2020 10:25
Светлана, на диабет проверялись ?
Александр 15.08.2020 10:26
Михаил,
Михаил написал:
У меня даже после жёсткой пьянки нет сушняка.

Для некоторых 50 гр водки-пьянка, а для некоторых "ведро" не пьянка. Жесткая пьянка это сколько ....
Дима 15.08.2020 10:28
Евгения Ена, ну да- например если поел свеклы но при прочих равных нужен светло желтый цвет
Евгения Ена 15.08.2020 10:32
Дима, мне кажется цвет мочи не может объективно дать понять много или мало пьете воды. Как косвенный критерий, возможно.
Дима 15.08.2020 10:32
Жанна, да нет- если это не продолжительное время то скорее от недостатка воды, для начала нужно попробовать увеличить ее потребление
Жанна 15.08.2020 10:37
Дима, если так, то это хорошо.
Михаил 15.08.2020 10:39
Аалександр, не знаю, я не считаю. На 50гр не размениваюсь. )) Я что-то крепче пива пью редко. И если пью то уж точно не замарачиваюсь с подсчётам. Вёдрами конечно не пью )
Дима 15.08.2020 10:53
Евгения Ена, к сожалению других критериев пока не придумали - только рассчетные от массы тела и цвет, ведь каждый день сдавать анализ невозможно , поэтому и рекрмендую этот метод
Евгения Ена 15.08.2020 10:56
Дима, поняла Вас
Юрий 15.08.2020 10:56
Интересненько, примерно так и делаю , когда хочу пью.... Когда занимаюсь могу много воды выпить, но она видимо выходит в виде пота
Галин@ 15.08.2020 10:56
Жалко, что нет в Вашем посте циферок. Вот меня многие пугают, что моё водохлебство - это опасно, что я больна. Но я такая с детства ,помню меня бабушка в воде ограничивала, потому, что считала, что нельзя так много пить и мама вечно с ней ругалась, что она издевается над ребенком. И здесь . когда дневники выкладывала, чтасто видела в комментах "Ой, как много воды! Сдайте анализы!"  Но за 40 лет ни сахарного диабета ни синдрома Кушинга у меня не обнаружилось. А воды пью больше среднего. По дневнику вместе с фруктами и овощами получается частенько около 3-4 литров. Но если чисто питье ( чай. кофе. вода) то порядка 2- 2.5 . И  вот вопрос, а так ли это много и надо ли с этим бороться? Не знаю точно ли это ( я ветеринар, людские нормы могу не знать) но для других животных поводом для беспокойства является потребление более 60 мл воды на 1 кг веса в сутки. Я , в эту цифру вполне укладываюсь. Мне кажется, что как пихать в себя воду, так и ограничивать себя в ней нельзя. Если есть сомнения, то стоит обследоваться. Но если человек болен, но не знает об этом, насильное уменьшение или увеличение количества воды навредит. Организм не просто так требует воды, а потому, что в нем происходит что-то , что требует жидкости. Если такому больному не давать нужного количества  воды, он умрет от обезвоживания. То же самое с повышенным количеством воды. Если почки могут выводить только 2 литра, а мы будем запихивать в себя 3 - мы отечем.
Oleg 15.08.2020 10:58
Жанна, Думаю, тут отчасти связано с процентом жира тоже.
Oleg 15.08.2020 11:03
Там, кстати, аро 20 литров еще цифра была. Ч как прочитал, думал, буду плохо спать теперь ))) Не. Норм так поспал
Галин@ 15.08.2020 11:06
Oleg написал:
Думаю, тут отчасти связано с процентом жира тоже.

Мне тоже такие мысли в голову приходили. Я всю жизнь уменьшаюсь - увеличиваюсь. И заметила такую штуку, что при 80 кг я в зале за тренировку выпиваю 1.5 литра воды ( прихожу с бутылкой 0.5 и еще 2 раза ее наливаю) а если я прихожу в нормальное состояние ( килограммов 65) , то мне на тренировку хватает одной бутылки. Я связывала это с потерей веса, типа, чем меньше мой объем. тем меньше нужно воды. Но , минуточку , 65 это же не в 3 раза меньше. чем 80. Значит Ваша версия про жир вполне жизнеспособна.
Галин@ 15.08.2020 11:08
Oleg написал:
прочитал, думал, буду плохо спать теперь )))

Плохо спали бы, если бы эти 20 литров выпили)))
Oleg 15.08.2020 11:10
Галин@, Не, там было про выделения 20 литров. Я, как представил, понял, что надо срочно распредставить )))))
Жанна 15.08.2020 12:55
Юрий, да, я также по желанию
Жанна 15.08.2020 12:57
Галин@, ну вот , как пишет Мотова, что и нет ни каких цифр для человека, только в больницах. Ну то, что потребление равно выведение. Если выведение меньше чем потребление, значит проблема есть и наоборот. Ведь есть анализы мочи по количеству. Не помню название, сдавала такое.
Жанна 15.08.2020 12:58
Oleg, угу, жир/ мышцы. Возможно все и влияет.
Алекс 15.08.2020 13:03
Дима, Еще по слюне есть вариант, говорят. Если в ней мало крупных шариков, то жажды нет, если много мелких и она густая, то есть.
В принципе, всё что прочитал - я уже знал, но освежил немного информацию в памяти, спасибо. Жаль не говорится о том, как организм справляется с другими напитками, если пить не чистую воду, а только совмещенную с другими добавками (кофе, газировки, соки, молочка).
Алекс 15.08.2020 13:17
Евгения Ена, Что то мне подсказывает, что организм миллионолетиями настраивался, на поиск и запас калорий, по этому если к нему прислушиваться, то выбирать он будет сало и шоколадки. Чем собственно пищевая индустрия манипулирует. А вот ЗОЖу способствует только осознание того, что мир изменился,  и правильно не всегда то чего хочется интуитивно.
Алекс 15.08.2020 13:28
Галин@, в целом поддерживаю. взаимосвязь есть. Как бы еще сюда вписать то что при расщеплении жира вода выделяется. Так же возможно , что при большей массе нужно больше охлаждать тело, по этому нужно больше воды
Алекс 15.08.2020 13:34
Я на севере живу. У нас часто бывает очень жарко и очень холодно. Заметил, что когда жарко МЗРовская норма. выпивается без проблем. А когда холодно, в себя невозможно влить ни грамма лишний воды. Ну вообще ни как. в рот ни идет ни по голу не спускается. Совсем через силу если только. 
   К мегалитрам, которуе советуют выпивать некоторые диетологи тоже всегда скептически относился. По мне так, все выпитое попадает в кровь, соленость ее падает, почки тут же лишнее выводят. На сколько знаю они реагируют на доли процента изменения солености крови в нормальном состоянии. по этому есть ли смысл так усиленно тренировать почки от меня ускользает.
Алекс 15.08.2020 13:42
Галин@, Многое индивидуально думается. Я вот пью в полтора раза меньше нормы, если кто то пьет больше, думаю ничего страшного.  Я от температуры заметил зависимость потребления воды. как у вас в целом. дома и на улице обычно, жарко тепло, холодно? 
Кстати про животных, у меня собачка живет,  может месяцами вообще не пить. Ест фарш и греку в основном, пьеть если только теплеет или фарш иногда соленый попадается. А так по пол года не пить для нее норма. Типа из еды воды хватает, судя по составу в ее еде  75% воды примерно. Я даже поговорку про нее знаю. Можно подвести осла к водопою, но даже шайтан не заставит его напиться. Это как раз тот случай)
Жанна 15.08.2020 13:45
Алекс, животным, которые едят сухой корм , нужно больше воды, чем тем, которые на обычной еде. Это мне еще вет врач говорила. У людей так же, от питания зависит сколько мы пьем.
Жанна 15.08.2020 13:47
Вадим Верховный, предположу, что это тоже вода. В статье это упоминалось, вода из еды.
Галин@ 15.08.2020 13:59
Жанна написал:
животным, которые едят сухой корм , нужно больше воды, чем тем, которые на обычной еде.

Разумеется. Сухой корм дегидратирован. К нему вода должна полагаться.

Я тут видела в блоге одного сыроеда интересную гипотезу. Она показалась мне весьма разумной. Парень вещал конечно же о пользе сырого питания. А еще он говорил о том, что если есть все сырое, то можно вообще не пить воду. Потому что природа умная, она положила в овощи и фрукты ровно столько воды. сколько нужно для усвоения нутриентов, которые в них содержатся. А если мы что-то сварили, пожарили или высушили, то еда потеряла воду, и когда мы это едим, нам приходится потом выпить ту воду, которую продукты утратили при обработке, потому что без того количества воды организм еду усвоить не может. Ну как-то околонаучно, но логично.
Жанна 15.08.2020 14:03
Галин@, логично, согласна. Наши предки наверное не всегда имели доступ к чистой воде. А мы сейчас можем позволить себе есть переработанную пищу.
Светлана 15.08.2020 14:39
Дима, у меня все в норме. Я просто много говорю. Поэтому возникает сухость. Работа такая. Да и привычка уже.
April 15.08.2020 14:40
Дима, я вроде не спрашивала Вас сколько мне пить
Светлана 15.08.2020 14:41
Галин@, я тоже много пью. Именно воды, но я не ем фрукты почти. Может поэтому.
Жанна 15.08.2020 14:53
Дима, Вы как -то связаны с медициной? Врач? Любопытно просто.
Светлана 15.08.2020 14:53
Галин@, Галина, тогда посоветуйте, как ветеринар, у меня кошка почти не пьет. Только скисшее молоко и то ночью. Воду очень редко. Я за пол года раза три видела как она пьет чисто воду. Как заставить ее пить? У нас был камень в мочевом, прооперировали год назад. Сейчас все в норме.
Галин@ 15.08.2020 15:38
Светлана написал:
, у меня кошка почти не пьет

А что она ест?
Галин@ 15.08.2020 15:40
Светлана написал:
. Как заставить ее пить?

Заставить кошку что-либо делать невозможно.
Дима 15.08.2020 16:42
April, а я вроде и не говорил Вам))) хоть вообще не пейте...
Светлана 15.08.2020 17:32
Галин@, корм влажный в основном, ну и иногда мясо и желток очень любит.
Светлана 15.08.2020 17:32
Галин@, это точно
Галин@ 15.08.2020 17:35
Светлана, если влажный, не переживайте, во влажном воды достаточно.
April 15.08.2020 17:40
Дима, говорили. Вам заскринить?))) Благодарю за разрешение, конечно.
Светлана 15.08.2020 18:10
Галин@, спасибо за ответ
Лучшие рационы
Новые рецепты
Интересные блоги